MENU

11:19
Учение о Десяти Сфирот
Талмуд Эсэр а-Сфирот (иврит- תלמוד עשר הספירות ,»Учение о Десяти Сфирот») — книга по каббале, один из важнейших трудов рабби Йегуда Лейб Алеви Ашлага (Бааль Сулам).

Талмуд Эсэр а-Сфирот является продолжением каббалистического раскрытия действительности, начатое РАШБИ в книге Зоар, продолженное АРИ в его комментарии на книгу Зоар — «Эц хаим» (Древо жизни). Талмуд Эсэр а-Сфирот это комментарий на книгу «Эц хаим», адаптирующий каббалу для восприятия нашим поколением.



В 1926 г. Бааль Сулам уезжает в Лондон, где на протяжении двух лет работает над написанием комментария «Сияющий лик» на книгу АРИ «Древо жизни». Вернувшись в Иерусалим В 1928 г., он продолжает преподавать каббалу и писать, и в 1936 г. издает свой монументальный труд — трактат под названием «Талмуд эсэр сфирот » (Учение Десяти Сфирот).



Десять сфирот — это внутренняя структура мироздания, определяющая все его строение, включая духовный мир и наш мир, души и населяющие миров — все сводится к системе десяти сфирот. Книга «Учение Десяти Сфирот» состоит из шести томов, содержит свыше 2 000 страниц, и включает в себя все, что было создано каббалистами на протяжении истории науки каббала.

Итак, перейдем к сути:

10 сфирот – где они находятся?

Любой человек, столкнувшийся с литературой о Каббале, обычно сразу же запинается на первом же основополагающем понятии – «сфирот».
Что это такое?
И почему это слово никогда не переводится на русский язык?
Где вообще в еврейской литературе появляется понятие «сфирот»?

В первой же еврейской книге – «Сефер Иецира», авторство которой приписывается самому Аврааму, прародителю еврейского народа.

«Десять сфирот без ничего. Десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Понимай мудростью и умудрись пониманием, исследуй их и изучай их, и то, что выходит из них», – пишет «Сефер Иецира».
Само слово «сфира» можно связать с глаголом «лиспор» (считать), то есть «сфира» – это нечто «исчисленное».
Но что означает выражение «без ничего» (бли ма)?
Попытаемся объяснить.
Итак, есть Бог. От него к нам исходит Благодать, Энергия, Информация… – называйте это как хотите, но я думаю, вы меня поняли. Так вот, всю эту информацию мы делим на 10 сфирот… Которые есть понятия идеальные – то есть не существующие иначе, как в нашем мозгу.
Сфирот, говоря языком информатики, есть средства описания информационного потока, исходящего от Всевышнего.
Сейчас я начну их описывать, и вам все станет понятно.
Итак, сфирот десять – а это значит, что мир должен иметь десятичную структуру.
Десятью речениями был сотворен мир, десять заповедей, десять человек в миньяне – источником всего являются 10 сфирот.
Когда мы говорим, что человек «сотворен по образу и подобию Божьему», мы, разумеется, не имеем в виду, что у Всевышнего есть руки, ноги, нос (Бога вообще нельзя связывать с каким-либо зрительным образом) – а то, что у человека тоже есть 10 сфирот. Или 10 «мидот» (качеств – по-русски).

Сфирот можно разделить на два «этажа» – три верхних и семь нижних.
Тут бдительный читатель встрепенется и скажет, что мир имеет и троичную структуру, и семеричную (семь дней недели, семь цветов радуги, семь чудес света – и так до бесконечности).
Три верхних сфиры условно называются «закрытыми», семь нижних – «проявленными». Чуть дальше я объясню, почему. Итак, начнем с ХАБАДА. В представлении многих , ХАБАД – это религиозные люди в шляпах «борсалино».
А в честь чего они так называются?
Хабад, (ивр. חב"ד‎ — от «хохма, бина, даат» — мудрость, понимание, знание — названия трёх верхних сфирот в Каббале).

«Верхний этаж»……………………………….

КЕТЕР (Корона)

Самая высшая сфира, которая только есть в системе сфирот, называется «Кетер» – Корона. Корона обычно находится на голове царя – на самом верху.
Но если мы говорили, что у человека тоже есть десять сфирот, то где же «кетер» у человека?

Это желание, замысел. Божественная сфира Кетер называется «желанием Бога». Естественно, в основе всего лежит желание, первичный замысел.

Так же у человека – писатель задумывает книгу, пока она имеется только у него в голове… Глядишь – и перед вами пахнущий типографский краской экземпляр.
Или царь задумал построить город, не прошло и пары лет – и вот его замысел воплощен в массивных стенах крепости.

Что уже говорить о замысле Бога, который неизмеримо могущественнее любого царя? Для него замысел – это уже воплощение…

Что это значит, вы поймете немного позже. А пока еще сообщу, что каждой сфире соответствует определенное имя Бога.
Сфире Кетер соответствует имя «алеф-хей-йуд-хей» (мы встречаем это имя, когда Бог говорит с Моше из горящего куста. А раз это имя написано, значит – призыв Моше на службу к Богу был проявлением высшей Божественной воли).

Тут кое-кто может пожаловаться, что все это понять не так уж просто…

А что делать? Если существуют такие книги, как «Интернет для чайников» и «Компьютер для носорога», то книгу «Каббала для носорога» представить себе невозможно.
Каббала, хотя и не так сложна, как представляют далекие от истинного знания люди, все же требует определенного развития мозгового аппарата.

Однако вернемся к сфирот, точнее – к тому, что пишет о них «Книга Творения»:

«Десять сфирот без ничего. Закрой уста свои от разговоров и сердце от размышления, а если уста твои будут говорить, а сердце размышлять – (знай), нет такой вещи,
о которой ты говоришь.»

Это значит, что сфиротам не соответствует какой-либо реальный объект ни в духовном, ни тем более в материальном мире.
Они – всего лишь средства для описания распространения Б-жественного Света.

А как тогда можно описать сами сфирот? Об этом мы поговорим чуть дальше, когда займемся «семью нижними».

БИНА

ТЕКСТ ИЗ «СЕФЕР ЙЕЦИРА»:

«Третий Разум называется Освящающим Разумом, Основанием Пер­вичной Мудрости; он называется также Творцом Веры, а его корни находятся в Аминь.
Он источник, из которого проистекает вера».

Бина – мудрость, справедливость, духовность, образованность, сила духа "Знание”, способность "крутить” информацию. Это некая способность, вернее тяга, к избирательности в информационном потоке,склонность к наукам (с увеличенной силой, невозможная педантичность).

ХОХМА.

«Хохма» – «Ум,Разум». Если в Кетере находится корень желания Всевышнего создать миры, то на уровне Хохмы возникают планы Творения. Имена этой сфиры «Свет Лика» и «Разум Всесильного». Это разум, котор непостижима для человека. Место сфиры в духовных мирах соответствуют месту «точки» в геометрии.

Точка не имеет измерений, но и не имеет границ – точно так же Хохма не имеет конкретной формы или однозначно определенного характера. Точка является началом любой формы или построения в геометрии – подобно этому сфира Хохма – это начало бытия, возникающего из энергий, излучаемых Кетером.
Именно сюда обращены молитвы людей, попавших в беду:
«Из теснин воззвал я к Г-споду – простором ответил мне Г-сподь» (Псалмы 118 – 5).

«Нижний этаж»………………………….

ХЕСЕД

Сфира «Хесед» в переводе означает «Милость», имеется в виду – Милость Б-га. А точнее – процесс распространения Б-жественного Света (энергии, информации, благодати) сверху вниз. От Источника – вплоть до материальных творений. Там, где мы видим распространение Света, мы говорим: «Это проявление сфиры Хесед».

Приведу грубый, материальный пример. Человек нашел хорошую работу, получил крупный выигрыш – это Господь проявил к нему свою Милость, говоря языком Каббалы – сфиру Хесед.
Хасиды в таких случаях говорят: «Ходу ле-Адонай, ки-тов, ки леолам хасдо». «Благодарите Господа, ибо благ Он, ибо вечна милость Его».
Я специально привел эту цитату на иврите, чтобы вы могли уловить в ней слово «хесед».

Среди человеческих мидот – качеств – тоже есть хесед. Когда мы помогаем кому-то, даем пожертвование – этим мы проявляем свой хесед, свою милость…

Если кто-то попросил у нас пить, мы даем ему стакан воды – проявляем милость. А если в ответ мы окатим просившего ведром воды? Вроде, тоже «хесед» – рспространение. Однако это называется «хесед бли гвуль» – милость без предела, и не всегда она идет на пользу.

Сейчас я объясню вам, как Хесед вводится в приемлемые рамки. А пока запомните (это пригодится в дальнейшем), что в Каббале сфира Хесед соотносится с непроизносимым именем Господа «йуд-хей-вав-хей».

ГВУРА.

Название сфиры «Гвура» переводится с иврита как «сила», «суровость». Однако суровость – это не всегда плохо! Вспомните предыдущий пример, когда человека, просившего пить, окатили ведром воды. Это ведро надо было ужать до одного стакана…

Проще говоря, Гвура – это процесс ограничения Б-жественного Света. На языке Каббалы это называется «цимцум» – сжатие.

Конечно, все виды Б-жественных наказаний за прегрешения связаны с проявлением сфиры Гвура. Но тем не менее мы уже видели, что Хесед – это не всегда хорошо, а Гвура – это не всегда плохо.

Со сфирой Гвура соотносится имя Б-га «Элохим».
Кстати, это же слово (если воспринимать его во множественном числе) можно перевести как «судьи».

ТИФЕРЕТ

Если названия предыдущих сфирот в какой-то степени отражали свойства, которые мы им приписываем, то слово «Тиферет» переводится с иврита как «Красота». Тиферет – третья сфира из «семи нижних», проявленных свойств Б-га.

Что же такое «Тиферет»?

Мы уже рассмотрели сфиру Хесед (Милость) – распространение, процесс отдавания, и сфиру Гвура (Суровость) – процесс ограничения, сжатия. Продолжая все тот же пример с жаждущим человеком, нам нужно решить, сколько воды ему дать. Ведро (преобладание Хесед) – много. Рюмку (тут действует Гвура, ограничение) – рюмкой воды человек, пожалуй, не напьется.

Ага, стакан воды – вот что ему нужно!

ПРОЦЕСС УРАВНОВЕШИВАНИЯ между Хеседом и Гвурой именуется сфирой Тиферет.

Как в реальной жизни редко встречается бесконтрольная милость или бесконтрольное ограничение (обычно проводится, так сказать, политика кнута и пряника) – так и в Каббале первая тройка из семи нижних сфирот часто фигурирует вместе, и называется ХаГАТ (от Хесед-Гвура-Тиферет).

Сфира Тиферет связана с именем Б-га «йуд-хей-вав-хей Элохим». Когда такое сочетание встречается в текстах ТАНАХа, мы читаем его как «Адонай Элолхим», и понимаем, что в этом месте идет рассказ, как Всевышний уравновешивает Милость и Суровость Свою.

НЕЦАХ

Слово «Нецах» с иврита можно перевести двояко. Это и «Вечность» (в молитвах Всевышнего часто называют «каям ла-нецах» – «Существующий Вечно»), и «Победа» (на иврите победитель – «менацеах»).

Эта сфира – один из сосудов для приема того, что называется «ор хозер» («возвратный свет»).

До этого мы с вами говорили, что Б-г нам дает все – жизнь, свет, энергию, информацию, Благодать (называйте как хотите, смысл от этого не изменится). Дает и дает, и все это будет называться «ор яшар» – прямой свет
(в смысле – исходящий от Б-га вниз, к Его созданиям).

А мы что, Б-гу ничего не должны? Конечно, должны, вот целая Тора об этом говорит – исполнение заповедей (с соответствующими благословениями), молитвы, жертвоприношения в ту эпоху, когда существует Храм (да будет он отстроен вскорости, в наши дни).

Все наши действия, требуемые и желаемые Б-гом, относятся к категории
«ор хозер» – возвратный свет. Всевышний дал нам жизнь, каждый день дает пропитание, из того, что вы сейчас читаете этот текст, я могу заключить,
что и компьютер у вас тоже есть, и доступ к Сети. И все это – «ор яшар», прямой свет. За это мы должны производить «ор хозер», возвратный свет – молитвы и выполнение заповедей.

Кто-то может усомниться: «Дескать, а нужно ли это Б-гу?» Конечно, нужно! А для чего, по-вашему, Он нас создал? Чтобы мы целый день сидели в чатах и форумах, перетирая гнилые базары?

Конечная цель создания Всевышним материального мира – «ор хозер».
И одним из сосудов для его приема служит сфира Нецах.

Нецаху соответствует Б-жественное имя «Цаваот» (русскоязычные читатели больше привыкли к его греческо-византийскому варианту «Саваоф»). Слово «Цаваот» в переводе с иврита означает «армии» («цава» – армия). Во множественном числе это слово стоит потому, что Господь является Главнокомандующим двух армий.
У Него армия ангелов на небе и армия людей на земле.

XОД (первая буква читается как английская "h")

Второй сосуд для принятия возвратного света – сфира «Ход». Слово «Ход» можно перевести с иврита как «Сияние».
Этой сфире соответствует имя Б-га «йуд-хей-вав-хей Цаваот», и когда оно попадается в Танахических текстах, мы читаем его как «Адонай Цаваот».

Интересно, что рабби Шимон бар Йохай, автор основополагающего каббалистического труда «Зоар» («Сияние») умер 18 ияра, в день, когда в мире проявляется сфира «Ход ше бе-Ход». «Сияние, которое в сиянии».

Думаю, вы уже сейчас заметили, насколько это тонко.

ИЕСОД

Слово «Иесод» переводится с иврита как «основание».
И в данном случае название точно определяет то место, которое занимает Иесод в системе сфирот…
… то есть в нашей голове.

Тут мне надо в очередной раз вам напомнить (уж не обижайтесь), что сфирот – всего лишь средства описания того единого-неделимого Потока Света, который исходит от Всевышнего к нам, в нижние миры. Знающие иврит люди могут заметить зависимость между словами «сфира» и «миспар» – число. Так же, как и сфирот, числа не существуют абстрактно, сами по себе, а описывают материальный мир – так же, как сфирот описывают мир духовный. Однако продолжим.

Если представить шесть сфирот из «семи нижних»
(Хесед-Гвура-Тиферет-Нецах-Ход-Иесод) в виде шестиконечной звезды,
то Иесод будет в самой нижней ее точке, представлять, так сказать, «нижнюю вершину». Кстати, попутно я вам объяснил, что символизирует собою «звезда Давида» (в Каббале эта шестерка называется «зеир анпин», «малый лик Господа» – но об этом разговор пойдет отдельно).

Иесод – это точка перехода, своего рода вентиль, через который Энергия-Информация-Благодать от Господа передается в материальный мир.

Со сфирой Иесод связано имя Господа «Шад-дай». Его обычно переводят как «Сильный, Крепкий».

Тот, кто видел мезузы (пергаментные свитки с молитвой «Шма, Исраэль», которые Тора требует устанавливать на косяках дверей) обратил внимание, что на коробочках, предохраняющих их от порчи, часто пишут букву «шин».
Тут подразумевается, что «шин» – первая буква из имени «Шад-дай», которое можно понять как сокращение слов «шомер длатот Исраэль», «Страж дверей Израиля». Каббалисты видят в этом более глубокий смысл: каждая дверь – своего рода переход, такой же, как Иесод – переход от духовного к материальному миру.
И напоминает нам об этом буква «шин» на коробочке мезузы.

МАЛХУТ

Последняя, самая нижняя сфира именуется «Малхут» – Царство.
Сущность этой сфиры – БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ в нашем материальном мире. Все, что происходит на вышележащих «этажах» – это только ради Малхут, ради проявления Б-га в нижних мирах.

В обычных, некаббалистических религиозных текстах сфира Малхут называется «Шхиной», «Обиталищем» (Б-га в нижних мирах). А в старинной каббалистической литературе долурианского периода (например, «Зоаре»)

Малхут называли «Матронитой», то есть «матроной»
(на латыни это слово означает «замужняя женщина»).

С Малхут связано имя Всевышнего «Адонай» (Господин), ибо все сотворено для господства Его в нижних мирах.

Люди, знакомые с еврейским Б-гослужением, наверняка знают, что в молитвенниках чаще всего стоит имя Б-га «йуд-кей-вав-кей», которое не произносят, а вместо него говорят «Адонай». Это потому, что на нашем уровне восприятия Всевышний проявляется только через Малхут – в нашем материальном мире.

И все сфирот накрепко связаны одна с другой, ибо то, что они описывают – есть нерушимый луч Б-жественного света.

Говорит «Сефер Иецира» – «Книга Творения»:

«Десять сфирот без ничего подобны искрам, и их конец в их начале, и их начало в их конце, и пламя связано с углями, и Господь один и нет ему второго, а до одного какое назовешь число?»

http://planeta.moy.su/blog/kabbala_to_o_chem_vy_slyshali_no_chto_ehto_ne_znali/2012-08-31-28522
Просмотров: 2499 | Добавил: belaveda | Рейтинг: 5.0/1