Джняна-мудра — для лучшей работы мозга
Это жест знания. Кончики указательного и большого пальцев соединены, образуя круг; другие пальцы направлены вперед. Джняна-мудра совершается напротив груди, ладонь обращена к туловищу.
Джняна-мудра отличается от витарка-мудры, при которой ладонь обращена вдаль от тела.
Джняна-мудра практикуется йогами на протяжении тысяч лет и приносит мир, покой и духовный прогресс. Она также благотворно влияет на физическое состояние организма, избавляя человека от разнообразных болезненных ощущений, что делает ее одной из самых популярных мудр.
Джняна-мудра стимулирует корневую чакру, снимает напряжение и депрессию, способствует обретению знаний и принятию верных решений. Она обладает большой успокаивающей силой, навевает на практикующего атмосферу духовной открытости, облегчает медитацию.
В традиционной индийской медицине — Аюрведе — эта мудра используется для стимулирования головного мозга, расширения сознания и возможностей ума, оказывая благотворное влияние на нервную систему, гипофиз и эндокринную систему. Она также способствует поднятию сокрытой в человеке тонкой духовной силы — кундалини.
Джняна-мудра обладает удивительной силой: независимо от того, в каком состоянии человек приступает к ее совершению, он обретает расслабление, исполняется возвышенными мыслями и становится восприимчивым к знаниям.
Дхармачакра-мудра — повышает способность к обучению
Это жест поворота Колеса Учения, мудра проповедника учения. Эта мудра характеризуется разнообразием форм, даже в пределах Индии. Обе руки лежат на груди, левая ниже правой. Мудра совершается обеими руками перед грудью, кончики указательного и большого пальцев касаются друг друга, образуя мистический круг знания. Совершая эту мудру, человек преобразует иллюзию невежества в мудрость реальности. Указующая на Колесо Учения, эта мудра особенно наполнена богатой и древней символикой колеса в буддийской метафизике.
Слово «дхармачакра» означает на санскрите «колесо дхармы». Эта мудра символизирует один из важнейших моментов в жизни Будды, когда он читал свою первую проповедь после обретения просветления в парке оленей. Таким образом, эта мудра указывает на запуск великого Колеса учения Дхармы. Большой и указательный пальцы, как указывалось выше, образуют колесо дхармы, три свободных пальца правой руки представляют три способа распространения учения Будды: средний палец — слушающих учение, безымянный палец — самореализовавшихся, а мизинец — «Великую Колесницу». Дхармачакра-мудра представляет собой введение в йога-мудру. Ее можно выполнять тем, кто только начинает заниматься мудра-практикой.
В метафизической перспективе эта мудра символизирует союз практики и мудрости. Дхармачакра-мудра способствует восприятию космического порядка, а также нормализует работу сердца. Она известна и тем, что повышает способности к обучению.
Практика дхармачакра-мудры успокаивает ум и возвышает сознание, улучшает внимание и помогает поддерживать позитивный настрой. Для получения наибольшего эффекта ее рекомендуется выполнять сидя в позе лотоса во время медитации.
Дхьяна-мудра — приводит мысли в равновесие
Это жест медитации, медитирующего; он также называется самадхи-или йога-мудра. Выполняется чаще обеими руками, опирающимися на колени, ладони смотрят вверх. Это мудра достижения духовного совершенства или пробуждения.
Тыльная сторона правой ладони опирается на ладонь другой руки, кончики больших пальцев слегка касаются друг друга. Руки покоятся на коленях. Правая рука, находясь сверху, символизирует состояние просветления; другая рука, находясь внизу, символизирует проявленный мир. Этот жест выражает победу над проявленным миром с помощью просветления, а также просветленное состояние ума.
Иногда большие пальцы обеих рук соприкасаются, образуя мистический треугольник. Основное значение этого жеста — огонь, сжигающий все нечистоты.
Дхьяна-мудра — это мудра медитации, сосредоточения на Высшем Законе, благости, обретении духовного совершенства. Согласно традиции, эту мудру Будда совершал перед обретением просветления. Это один из любимых жестов йогинов во время медитации и духовных практик. Он указывает на совершенное равновесие мысли, чувств и спокойствие.