Буква «Ламед»
Из книги рава Гинзбурга «Еврейские буквы», преревод Г. Липш
Форма
Буква ламед отличается тем, что является единственной поднимающейся над
верхней границей строки. Поэтому мудрецы назвали ее «башней, летающей в
воздухе». Кроме того, буква ламед является сочетанием трех других букв:
самого верхнего, смотрящего вниз йуда, стоящего под ним вава, и буквы
каф, выполняющей роль опоры для вава.
Миры
Если дать волю воображению, то форму буквы ламед, «летающей башни»,
можно представить себе как трехступенчатую ракету, уходящую в
пространство. Первая ее ступень, когда взлетающая ракета облетает Землю,
— тайна формы буквы каф (составной части буквы ламед). Затем первая
ступень (каф) отделяется, оставляя от буквы ламед только составляющие ее
связанные воедино вав и йуд. Они, в свою очередь, преодолевают барьер
гравитации, прямо поднимаясь во внешнее пространство, где вторая ступень
(вав) также отделяется, оставляя лишь кабину с душами-астронавтами —
йуд буквы ламед.
На этом уровне буква ламед характеризует желание и стремление человека
понять природу мира, в котором он живет. Этот «материнский» инстинкт в
сердце человека жаждет познать «мать-природу» — Хаву, «мать всякой
жизни». Вечный полет в высоты понимания Вселенной символизируется
«летающей башней».
Как йуд — самая маленькая из букв, так ламед называется «самой большой»
буквой. «Большая» тяга к познанию может относиться ко всем делам мира,
но прежде всего — к тайнам природы, которые необходимо понять и
покорить.
Души
Смиренное и искреннее сердце мудрого человека постоянно стремится
подниматься все выше и выше в познании Мудрости Б-га и Его Торы.
Способность отказаться от всех прежних понятий в дополнение к огромному
желанию постижения истины являются двумя условиями, необходимыми, чтобы
преодолеть ограниченные возможности (физические, эмоциональные и
интеллектуальные), свойственные человеку от рождения.
Один из великих учителей каббалы Авраам Абулафия еще до того, как была
найдена несколько столетий пребывавшая в безвестности книга «Зоар»,
объясняет, что сердце – это тайна двух букв ламед, обращенных друг к
другу. Числовое значение буквы бет в слове «сердце» («лев») равно двум,
таким образом слово лев можно прочесть как «две буквы ламед». Две буквы
каф этих букв ламед изображают само сердце в его традиционном
символическом воплощении , две же буквы «вав», входящие в состав
ламедов, представляют собой два кровеносных сосуда, ведущих от мозга к
сердцу и назад к мозгу.
Правая буква ламед в изображении сердца — это тайна изучающего Тору ради
самого процесса обучения. Левая буква ламед — это тайна изучающего Тору
ради практического действия.
Хотя яркость ума и направленность ума учителя несравнимо выше, чем у
ученика, все же настоящий учитель как бы сокращает свой ум, чтобы учить
свой предмет вместе с учеником. (На языке идиш «обучать» буквально
означает «учить вместе с учеником»). На древнееврейском языке это
глагольная форма пиэль (интенсивная) от глагола «учить». В то время как
при обучении раскрывается искусство «учить вместе с учеником», в момент
совершения действия (исполнения заповедей Торы) вступает в силу, правда,
в скрытом виде, искусство «учить вместе с материальными предметами», с
которыми это действие связано. Таким образом, обучение это открытое
«изучение», которым занимается одна душа с другой (души с душами), а
действие — скрытое «изучение», которому предаются души вместе с мирами.
Б-жественность
Тогда как на уровне миров и душ ламед означает стремление, исходящее
снизу, на уровне Б-жественности он символизирует Б-жественное
стремление, витающее над миром и нисходящее в мир сверху. Такое витание,
как и описанное при рассмотрении буквы хет, подобно преданности матери
своим детям. Хет — источник жизни, ламед — источник знания, ведущий к
полной интеграции сил разума («хохма, бина и даат») в сердце. В каббале
образ буквы ламед называется «верхней Шхиной», источником Б-жественного
вдохновения для всех тех, кто на самом деле стремится познать Б-га и
служить Ему.
Три составные части буквы ламед — йуд, вав и каф — в целом соответствуют трем уровням: Б-жестванности, душам и мирам.
Буква йуд на вершине буквы ламед, слегка наклоненная, как бы смотрящая
вниз, это тайна изречения мудрецов: «Везде, где ты находишь величие
Б-га, ты найдешь и Его смирение». Б-гу не нужно проявлять свое величие
для Самого Себя. Когда Владыка покидает Свою «личную резиденцию», чтобы
показать Свое величие подданным (абсолютно неспособным понять Его
трансцендентную Сущность), в этом проявляется Его подлинное смирение.
Склоненная головка буквы ламед, «самой большой» из букв, символизирует
смирение «Владыки Вселенной».
Название
Слово ламед означает как «учиться», так и «обучать».
Миры
В стихе: «После него (Эйhуда) был Шамгар, сын Аната. И он побил шестьсот
филистимлян воловьим бичом; и он также спас Израиль» — слово «бич», или
«погоняющий прут» («мальмад»), происходит от корня «ламад». В более
глубоком смысле «воловий бич» это способность контролировать животный
инстинкт. Обладающий такой способностью может, как судья Шамгар, убивать
символизируемый филистимлянами дурной инстинкт, животное желание
сбросить ярмо, как это объясняется в теории хасидизма. Дальше хасидизм
учит, что хлестание, дословно, «обучение» быка (т.е. животной души),
предполагает, что прежде его учат понимать, что он бык, а затем
«хлещут», «выбивают» его из состояния быка.
Что касается инстинктивного стремления человека понимать и
контролировать природу, то «воловий бич» может быть понят как «процесс
обучения, относящийся к быку», т.е. к природе, и как развивающийся
вследствие этого технический прогресс. Первоначальный способ мышления
быка заключается в отношении к физической реальности как к конечному
«нечто». Подлинный, направляемый Торой «учитель» быка («мальмад бакар»)
возвышает первоначальное мышление миров так, чтобы ими было осознано
присутствие душ (бык (миры) понимает в результате, что он всего лишь
бык) и затем Б-жественности (бык «выбивается» его из состояния быка).
Души
Изучение Торы для исполнения ее велений и, параллельно, для исправления
самой души является заповедью, заключающей в себе все. Оно служит
основой всех остальных заповедей и катализатором, побуждающим к их
исполнению, как учат наши мудрецы: «изучение Торы равноценно им всем».
Изучение Торы не только обостряет интеллект в логических и аналитических
суждениях, оно также исправляет первоначально неисправленную силу
воображения. Процесс исправления проходит три этапа: «подчинения,
отделения и услащения», о которых учит Баал Шем Тов. Такое служение Б-гу
наделяет человека «крыльями», необходимыми, чтобы прорваться сквозь
присущие человеку границы логики и разума и, в конечном итоге, привлечь
благословения Б-жественного вдохновения.
«Изучающий для обучения получает способность изучать и обучать,
изучающий для исполнения получает способность изучать, обучать и
исполнять» – говорят мудрецы.
Теория хасидизма учит, что обучение начинающего, прежде не знакомого с
чудом Торы и заповедей, это величайшее из всех деяний. Таким образом,
когда человек изучает Тору, намереваясь стать способным вводить других в
область Торы и заповедей, он одновременно «учится, чтобы обучать» и
«учится, чтобы действовать» на самом высоком уровне.
Б-жественность
«И сыновья твои — (ученики Б-га), и велик мир твоих сыновей».
Выражение «ученики Б-га» («лимудай Ашем») можно прокомментировать
двояко: те кто предан такого рода процессу учебы, когда изучаемое
выходит как бы прямо из уст Б-га, и те, кто предан изучению Самого Б-га
(в противоположность изучению Б-жественного Закона Торы с целью
исправления душ и миров), т.е. глубокому изучению хасидизма. Хасидизм в
целом и, в особенности, учение хасидизма Хабад — это размышление о Самом
Б-ге без всякого сознательного намерения «использовать» результаты
размышления для какого-нибудь конкретного исправления, но только для
того, чтобы приблизиться к Нему.
Комментируя стих «… и велик мир твоих сыновей», мудрецы учат: читай не
«твоих сыновей» (банайх), а «твоих строителей» (бонайх). «Ученики Б-га»,
которые изучают открытые и утаенные уровни Торы «непосредственно из уст
Б-га» (т.е. постоянно сознают непрестанное и ежемгновенное дарование
Торы народу Израиля) и изначально погружены в ее трансцендентные тайны
(они изучают Самого Б-га), являются подлинными «строителями»,
исправляющими действительность. Буквы Торы, которую они изучают, столь
сильны, что творят «новые небеса и новую землю» — «новые» в том смысле,
что они совершенно прозрачны для Б-жественного Бесконечного Света.
Число
Числовое значение буквы ламед — тридцать.
Миры
В еврейском календаре «полный месяц» состоит из тридцати дней. На
древнееврейском языке два слова обозначают месяц: «Ходеш» (буквально
«новый»), и «Йерех» («луна»). Луна и цикл ее «рождения», ее кажущаяся
«смерть» и спонтанное возрождение, символизируют сфиру Малхут
(Королевство). «Королевство» олицетворяется королем Давидом. При
благословении новой луны мы восклицаем: «Король Давид жив вечно». Сфира
Малхут называется «нижней матерью», «сердцебиение» которой оживляет всю
природу.
Мы учим в трактате «Пиркей авот» («Поучения отцов»), что королевскую
власть приобретают тридцатью свойствами. Числовое значение названия
королевского колена Йеуды (прямым потомком которого является Давид)
равно тридцати. Сфира малхут — источник миров, как сказано: «Владычество
Твое — Владычество всех миров».
В целом сфира Малхут отождествляется с еврейской женщиной. По особым
законам об обетах и клятвах условная «стоимость» взрослой женщины в
возрасте от двадцати до шестидесяти лет — тридцать серебряных монет.
Сама физиология женщины связана с тридцатидневным лунным циклом. Как
сфира Малхут («дочь» или «нижняя мать», как уже упоминалось), так и ее
источник Бина («понимание, «высшая мать») относятся к тайне сердца,
основного символа буквы ламед. Сердце — центр кровеносной системы. Таким
образом, на уровне миров основной, физически явный цикл времени — это
лунный месяц, основная единица еврейского календаря.
Души
В каждом поколении есть небольшое количество скрытых праведников, чья
приверженность Всевышнему в изучении Торы и в добрых делах поддерживает
существование мира. В одном месте мудрецы называют тридцать таких
праведников, в другом — тридцать шесть. Три составные части буквы ламед (
число ЗО): йуд, вав и каф (1О, 6 и 2О) — составляют 36. В квадратной
серии чисел, начинающейся с 6, 10, 2О, следующий член — 36. Дальше в
этой серии — число 6О8, числовое значение выражения «лев мевин даат»
(«сердце, понимающее знание»).
Вообще, праведник соответствует сфире Йесод (Основа), шестой
эмоциональной силе души. 6 в квадрате — 36. Помимо скрытого
(«подземного») «корня» шести, есть у этого символического дерева
тридцать открытых «ветвей», взаимовключенных одна в другую. Это святые
души, постоянно участвующие в раскрытии миру Б-жественной сфиры Малхут
(способствуя тем самым единению сфир Йесод и Малхут, как учит каббала).
Они, эти души, являются подлинными «вторыми после Короля», как это
объяснялось при рассмотрении буквы бет (тайна буквы бет в слове «лев» –
«сердце»).
Мидраш связывает тридцать дней месяца с тридцатью поколениями душ евреев
от Авраама до короля Йошияу, правление которого непосредственно
предшествовало разрушению первого Храма. От Авраама до Шломо, строителя
первого Храма, было пятнадцать поколений, соответствующих пятнадцати
дням роста луны.
Наши мудрецы называют поколение Шломо «полной луной». Сведенное к
единицам числовое значение самого имени Шломо —пятнадцать. (Числовое
значение имени его отца, Давида, равно четырнадцати, ибо он жил в
четырнадцатом поколении после Авраама).
Уменьшение «луны Израиля» начинается с сына Шломо Рехавама, в дни
которого государство Израиля было разделено. Это уменьшение продолжалось
пятнадцать поколений вплоть до правления одного из величайших
праведников из дома Давида короля Йошиау, трагически убитого на войне.
Его памяти посвящена вся четвертая глава в книге пророка Ирмияу «Эйха».
Ирмияу называет его там «Мошиахом Б-га».
Таким образом, на уровне душ число буквы ламед представляет всю
еврейскую историю в целом, отражая ее до конечного пришествия Мошиаха
спиральными циклами утаения и раскрытия, изгнания и избавления.
Б-жественность
«Тридцать свойств» сфиры Малхут на уровне мира Ацилут, мира
Б-жественного Единства, состоят из трех измерений сосудов: внутреннего,
среднего и внешнего, в каждом из которых есть десять сфир (3Х1О=ЗО).
Внутреннее измерение сосудов — это способность творить, проявляющаяся в
жизненной силе мира Брия (Сотворение); среднее измерение сосудов
проявляется в мире Йецира (Формирование); внешнее же измерение сосудов —
в мире Асия (Действие). Выше цитировалась фраза: «Владычество Твое —
Владычество всех миров» . Теория хасидизма объясняет это так:
владычество, в том виде, как оно раскрыто в мире Ацилут, на самом деле
проявляется на всех уровнях владычества, каждый уровень — в
соответствующем мире. Владычество на уровне мира Ацилут — это
Б-жественное «Я», как это отражено в словах: «Я буду владыкой».
Владычество в каждом из более низких миров представляет собой свое
особое значение эго, «я». На самом деле Б-жественное «Я» присутствует в
каждом сотворенном значении «я» (и, в конечном счете, ответственно за
него). Раскрытие этого «я» зависит от служения сотворенных миров, когда
они как бы отказываются от собственного самоощущения в пользу ощущения
Б-га в себе.
Подобно тому, как тридцать праведников есть в каждом поколении на уровне
душ, так и в грядущем мире, по словам мудрецов, будут выделены тридцать
групп праведников. Из того, что Малхут мира Ацилут называется «телом»
всех душ евреев, мы можем понять, что эти тридцать видов праведников
раскроются в будущем как врожденная духовная сила душ Израиля,
исправляющая (облекающая в себя) тридцать сосудов Малхут мира Ацилут,
чтобы привлечь их проявление в три нижних мира — Брия, Йецира, Асия.
11.08.12
|