14:16 Линии и эмоции |
Известно, что зрительное восприятие человеком форм и пространства базируется на трех основных уровнях: знаковом (коллективное бессознательное), образном (индивидуальное бессознательное) и символическом (коллективное сознательное) (Барабанов, 1998, 1999).
Зная особенности зрительного восприятия человека, еще древние греки в V веке до новой эры использовали курватуры, которые учитывали оптические искажения человеческого восприятия для лучшего представления и восприятия архитектурных построек, например, Парфенона в Афинском акрополе (рис.1)
Таблица 1:
1 - покой, равновесие; 1а - пассивное, легкое, свободное, земное, безопасное, удовлетворенное, монотонное; 1b - тяжелое, надежное, смелое, сильное, прочное; 2 - благородное, драматическое, вдохновляющее, возвышающее, возносящееся, поднимающееся, растущее, побеждающее силу тяжести; 3 - пораженное, отступающее, падающее, депрессивное; 4 - восходящее, активное, динамичное, преодолевающее; 5 - спускающееся, скользящее, динамичное, возвращающееся; 6 - устойчивое, устремленное вверх; 7 - неустойчивое/устойчивое, падающее/возносящееся (в зависимости от контекста "контур/фон”); 8 - конструктивное, солидное, сильное; 9 - активное, динамичное, настойчивое; 10 - грубое, скрежещущее, раздражающее; 11 - возбужденное, нервное, испуганное; 12 - зубчатое, грубое,жесткое, энергичное, мужественное; 13 - убывающее, сокращающееся, встречающееся,закрывающееся; 14 - возрастающее, расширяющееся, расходящееся, открывающееся; 15 - рассеивающееся, исчезающее; 16 - сходящееся,собирающееся,концентрирующееся; 17 - неуверенное, колеблющееся; 18 - утонченное; 19 - текучее,плавное,мягкое; 20 - криволинейное, нежное, мягкое, приятное, женственное; 21 - примитивное, простое, плавное, смелое; 22 - спокойное, скользящее, мягкое; 23 - прогрессивное, уверенное,усиливающееся; 24 - регрессивное, неуверенное,ослабевающее; 25 - пламенеющее, волнующееся; 26 - экспансивное, пружинящее, повторяющееся; 29 - разворачивающееся, уходящее, исчезающее; 30 - сворачивающееся, собирающееся, концентрирующееся; 31 - активное, динамичное, поднимающееся с замедлением; 32 - динамичное, скользящее с ускорением; 33 - активное,динамичное, поднимающееся с ускорением; 34 - динамичное, скользящее с замедлением; 35 - статичное, фокусное, закрепленное в движении.
О психическом влиянии формы на человека и его поведение писали многие исследователи. Эстетическую выразительность линий, плоскостей, цвета, пространств и объемов, составляющих форму, как основу эмоционального воздействия на человека, исследовали психологи и эстетики ХIХ века, такие как Г. Фехнер, В. Гельмгольц, В. Вундт (Коротковский, 1975:7; Беляева, 1977: 78).
Джон Саймондс в книге «Ландшафт и архитектура» пишет: «Линия, форма, цвет, качество, звук, запах - все это вызывает определенные эмоциональные реакции. Если, например, какое-то очертание оказывает какое-то воздействие на зрителя, это уже является достаточной причиной, чтобы применить такие очертания при формировании сооружений или пространств, которые должны вызвать у зрителя ту же реакцию» (Дж.Саймондс, 1965:78).
Выдающийся французский архитектор ХХ века Ле Корбюзье отмечал особое значение простейших элементов, составляющих архитектурную форму, в эмоциональном воздействии на человека, подчеркивая необходимость исследования их эмоционального воздействия, сознательного отбора и использования: «Вид различных линий, которые я черчу на этой доске, порождает столько же различных чувствований: вид ломаной линии или линии непрерывной оказывает известное влияние на самую нервную систему. Мы испытываем приятные или неприятные впечатления от линий, которые воспринимают наши глаза. Начав исследовать воздействия этих впечатлений на нашу способность чувствования, мы придем к тому, что начнем делать отбор: вот такая-то ломаная линия нас утомляет, а эта непрерывная линия нам приятна, такая-то система не связанных между собой линий нас волнует, а такая-то ритмическая система нас успокаивает; вы вскоре заметите, что сам собою производится отбор, утверждаются известные предпочтения, и что в них вы неизбежно приходите к тому, что художники отбирают постоянно, те линии и формы, которые удовлетворяют наши чувства. В этой сфере линий и форм, удовлетворяющих наши чувства, мы еще раз убеждаемся во всемогуществе гармонии. Каковы моменты эстетического воздействия в архитектуре? Те, которые воспринимает наш глаз. Что воспринимает наш глаз? Поверхности, формы, линии. Значит, дело заключается в том, чтобы из всех частей архитектурного произведения создать единство, возбуждающее эстетическое волнение, единство форм, которые его составляют, одухотворяют его, вносят интересующие нас отношения и пропорции частей, дают нашим чувствам впечатление стройности.» (Ле Корбюзье, 1924). Известно, что при восприятии совершенно разных архитектурных объектов и пространств зачастую возникают сходные эмоции и переживания, как ответная реакция человека на объект. То общее, что роднит эти разные объекты, это не столько их формы, пространства, детали и т.п., сколько переживания. Эмоционально-эстетическое – это и начало и конечная цель в цепи архитектор-потребитель, если мы рассматриваем архитектуру как искусство, ибо «...всякое произведение искусства естественно рассматривается психологом как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию. При этом, анализируя структуру раздражителей, мы воссоздаем структуру реакции» (Выготский, 1986: 39).
Эмоциональное воздействие тех или иных линий на человека, как было установлено экспериментальной психологией, с одной стороны, связано с работой глаза человека. Например, горизонтальная линия воспринимается глазом с минимальным напряжением и поэтому вызывает ощущение удовольствия, удовлетворения. Вертикальная линия воспринимается с большим напряжением. Неправильные и ломаные линии вызывают наибольшее напряжение и болезненные ощущения глаза, так как мышцы глаза вынуждены без подготовки неожиданно менять направление. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению и это вызывает чувство удовлетворения.
С другой стороны, кинестезические ощущения (т.е. ощущения, вызванные движением отдельных частей человеческого тела) усиливают и углубляют эмоциональное воздействие линий, поверхностей, форм на человека. Так, горизонтальные линии и плоскости дают возможность двигаться по ним с минимальными усилиями. Вертикаль задает человеку направление, параллельно которому он бессознательно старается держать свое тело, сохраняя равновесие и преодолевая силу тяжести. При этом по сравнению со статичностью горизонталей, вертикаль обладает «зарядом потенциального движения». Наклонные линии и плоскости обладают динамическими свойствами, потому что активизируют необходимость сохранения равновесия (Беляева, 1977:33-34, 44-45).
Какие же чувства, эмоции, ассоциации и представления возникают у человека при восприятии тех или других линий и направлений? Горизонтальная линия, направление рождает чувство покоя, прочности, легкости, свободы, безопасности, равновесия, пассивности, монотонности, тяжести (в соответствующем контексте). Вертикальная линия в направлении снизу-вверх вызывает представление о подъеме, росте, деятельности, ощущение достижения победы над силой тяжести, новых возможностей. Вертикальная линия в направлении сверху - вниз рождает ощущение поражения, отступления, убежища, укрытия, уединения, соответствия с силой тяжести, все возрастающего ограничения, чувство депрессии. Диагональные и правильные кривые линии воплощают активное движение, динамику. В зависимости от направления диагоналей и правильных кривых вверх или вниз, к основному чувству динамического активного движения присоединяются чувства, вызываемые вертикальными и горизонтальными направлениями (рис. 1) (Саймондс, 1965:128). Таким образом, опыт восприятия определяет непосредственное эмоциональное воздействие линии, плоскости, формы и вырабатывает в человеке привычные ассоциации.
Линии, образуемые ими формы и фигуры имеют не только эмоциональное выражение, но и глубокий символический смысл, связанный с их эмоционально-эстетическим содержанием. Рассмотрим символическое содержание достаточно часто встречающихся в архитектуре и изобразительных искусствах линий, форм и фигур, приведенных на рис. 2. При их толковании использовались словари символов (Chevalier et Gheerbant, 1988; Бауэр и др., 1995).
Пояснительная таблица 2:
Горизонталь - древний знак горизонта, земной поверхности, символ пассивного, женского поведения.
Вертикаль - простейший мощный символ вознесения и прогресса, активного, действующего, основного элемента сотворения и символ мужской силы, мужского поведения, ассоциирующийся с лингой (фаллосом). Это символ, объединяющий верхний и нижний миры.
Крест - один из четырех фундаментальных символов, к которым причислены квадрат, центр и круг. Это изображение четырехкратия, означающее материальный мир - вещность. Это символ земли с четырьмя сторонами, образованной четырьмя стихиями. Это также символ страданий распятого Христа. Это основа всех ориентационных символов: духовная ориентация - ось Восток - Запад. Временная ориентация - ось вращения, Север-Юг, низ-верх. Это символ мирового древа или древа жизни, синтеза и меры, соединения неба и земли, пространства и времени.
Квадрат - один из четырех фундаментальных символов. Это символ земли в противопоставлении небу, а также символ созданной вселенной - пространства, это фигура антидинамичная, символизирующая остановку, выделенное мгновение, идею стагнации, застывания. Во всех астрологических традициях квадрат представляет землю, материю, ограничение.
Центр (точка) - один из четырех фундаментальных символов. Это символ начала, абсолютной реальности, место конденсации и сосуществования противоположных сил, наиболее концентрированной энергии. Через центр проходит мировая ось, соединяющая небо, землю и подземный мир. Это символ творческой силы и конца всех вещей.
Круг - один из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.
Треугольник - очень часто использовался в орнаментальных фризах в Индии, Греции, Риме. Его значение кажется постоянным. Треугольник, обращенный вершиной вверх, символизирует гору, огонь и мужскую созидательную силу; треугольник, обращенный вершиной вниз, символизирует пещеру, воду, льющуюся с небес и сбегающую с гор, плодородное лоно и женское начало. Равносторонний треугольник символизирует божество, гармонию, пропорцию.
Ромб - женский символ. Ему присваивают эротический смысл. Он выражает дуалистическую философию, а также вход в резиденцию загробных сил. В очень вытянутой форме два равнобедренных треугольника, соединенных их основанием и образующих ромб, означают контакты и обмены между небом и землей, между высшим и нижним мирами, иногда, также единение двух полов.
Гексаграмма - так называемые «звезда или щит Давида», «печать Соломона», представляющая ансамбль элементов Вселенной, образуется из двух треугольников, наложенных друг на друга, и означает объединение созидающего и порождающего начал. При этом треугольник огня, усеченный основанием треугольника воды, означает воздух, и наоборот, треугольник воды, усеченный основанием треугольника огня, соответствует земле. Гексаграмма представляет, таким образом, синтез противоположностей и выражение космического единства и, в то же время, его сложность.
Круг с точкой в центре символизирует в астрологии солнце, в алхимии - золото, обладает символическими свойствами круга и центра. Сходный с самим собой, без начала и конца, совершенный круг является знаком абсолютного.
Трапеция - это призыв к движению. Рассматриваемая как усеченный треугольник, она производит впечатление независимости, нерегулярности или провала.
Пентаграмма в форме пятиугольной звезды имеет множественную символику, основанную на числе 5, которое выражает союз неравных и, таким образом, символизирует микрокосм. Пять лучей пентаграммы образуют плодотворное единство из числа 3, которое означает мужское начало, и числа 2, которое соответствует женскому началу. В античности пентаграмма означала символ высокой науки, знания, открывающего дорогу к секретам. Древние считали его символом совершенной идеи. Пентаграмма означает также счастье, свадьбу, исполнение, мощь, факт синтеза дополнительных сил.
Пятиугольник имеет ту же символику, что и звездчатая пентаграмма, но менее ярко выраженную. Шестиугольник означает по христианской символике, взятой из античной, цифру смерти. Шестиугольник связан с образом погребения греховного существа - прелюдией его превращения в благородное существо. Связанный с символизмом числа 6 шестиугольник выступает противопоставлением создания Создателю в бесконечном равновесии, а также выражает число испытания между добром и злом. У индейцев майя 6 - это роковое число и это также день смерти.
Восьмиугольник (восьмиугольная звезда) символизирует возрождение, воскрешение. В соответствии с христианской символикой восьмиугольник воскрешает в памяти представления о вечной жизни, которую достигают, погружая новообращенного при крещении в купель. Восьмиугольник, связанный с числом 8, выражает универсальное число космического равновесия. Восьмиугольник имеет ценность посредника между квадратом и кругом, между Землей и Небом, а значит, имеет отношение к промежуточному миру.
Динамический квадрат - квадрат, повернутый на 45°, теряет свою статичность, приобретает динамику и приближается по символике к ромбу.
Круг, вписанный в квадрат, - это кабалистический символ. Он означает искру божественного огня, спрятанного в материи и оживляющего ее огнем жизни.
Квадрат, вписанный в круг, вызывает идею движения, смены порядка или уровня. Круг, добавленный к квадрату, спонтанно интерпретируется человеческой психикой как динамический образ диалектики между возвышенным небом и землей.
Концентрические круги, имея символику круга, центра, получают символику кольца, выступающего символом союза, обета, сообщества; они выражают также диалектическое отношение хозяин-раб, соединяя и в то же время изолируя. Нередко концентрические круги трактуются как символы погружения в воды смерти, а также спасения из них.
Спираль символизирует происхождение, расширение, развитие, циклическую и прогрессивную продолженность, созидательное вращение. Спираль олицетворяет эволюцию силы и движения, исходящего из первоначального центра и направленного в бесконечность. Спираль связывается с космическим символизмом луны, с символизмом плодородия, с повторениями ритмов жизни, с циклическим характером эволюции, с постоянством бытия при мимолетности движения.
Квадрат, завершенный аркой, является основой кубо-купольной структуры, которая часто используется в архитектуре и искусствах разных народов. Это сочетание материализует диалектику взаимоотношений земли и небес, несовершенства и совершенства, человека и Бога.
Квадрат, объединенный с аркой, представляет усложненную форму, провоцирующую разрыв ритма, линии, уровня и приглашающую к поиску движения, изменения, нового равновесия. Эта форма, символизируя вдохновение внешним миром или уровнем высшей жизни, становится классическим образцом триумфальной арки, олицетворявшей проход победоносных героев, которые как бы вступают в другой образ жизни, похожий на образ жизни божества, выраженный в его мощи, мудрости и святости.
Квадрат, обведенный аркой (фрагментом круга), отражает динамичный образ, диалектику между возвышенным небом и землей, совершенством и несовершенством.
Сфера, шар имеет символизм круга и олицетворяет с древних времен совершенствование и совокупность. В архитектуре сфера часто уменьшается до полусферы, имея то же символическое значение. Переход от кубических форм к сферическим, от квадрата к кругу символизирует переход или возврат от созданного к несозданному, от земли к небу и означает полноту завершения, совершенство законченного цикла.
Куб - «квадрат из квадратов» - имеет среди объемов то же значение, что и квадрат среди плоских фигур. Он символизирует материальный мир и ансамбль из четырех элементов. Из-за своей статичности куб является символом стабильности. В мистическом смысле куб является символом мудрости, правды и морального совершенства. Соединенный со сферой куб символизирует совокупность земную и небесную, единение конечного и бесконечного, созданного и несозданного, низа и верха.
Пирамида четырехгранная имеет символику квадрата, треугольника и центра. Это образ восходящей сходимости и вознесения. Пирамида - это также символ встречи двух миров: материального и духовного, земного и небесного. В Древнем Египте пирамида была могущественным символом, олицетворявшим существование, а также несшим идею абсолютной, божественной власти умершего фараона, душа которого свободно возносится в небо и опускается оттуда по своей воле.
Пирамида восьмигранная (шатер) имеет символику восьмиугольника, треугольника и центра. Олицетворяя вознесение, восьмигранная пирамида является утонченным символом встречи двух миров: земного и небесного. Шатер очень распространен в древнерусской архитектуре.
Тетраэдр (пирамида треугольная) имеет символику треугольника и центра и представляет собой в геометрической символике огонь.
Конус - геометрическое тело, объединяющее символику треугольника, круга и центра. Символизм конуса близок к символизму пирамиды, связанному с образом вознесения и эволюции от материального к духовному, с образом прогрессивной одухотворенности мира, возврата к единству, а также с образом женственности.
Обелиск - геометрическое тело, совмещающее символику прямоугольника, трапеции, треугольника и вертикали.
Октаэдр - правильный многогранник, поверхность которого составлена из 8 треугольников, в геометрической символике олицетворяет воздух и объединяет символику треугольника, ромба и вертикали.
Икосаэдр - правильный многогранник, поверхность которого составлена из 20 равносторонних треугольников, - в геометрической символике выражает воду.
Додекаэдр - правильный многогранник, поверхность которого образована из 12 пятиугольников, - в геометрической символике берет на себя роль выразителя всей Вселенной. Это не только образ Космоса, он - его число, формула, идея, его сущность. Он выражает развитие Вселенной и является геометрическим символом выдающейся ценности.
Сравнивая смысловое содержание отдельных простых линий, форм и фигур с их символическим содержанием, мы видим, что их символика во многом основывается на их эмоционально-эстетическом содержании. |
|