Что такое акупунктура Здоровье – это гармония с самим собой и природой. Если человек отдаляется от природы, если не прислушивается к своему организму, он становится незащищенным перед болезнями. Надеяться на то, что дорогостоящие медикаменты моментально избавят от страданий, не стоит. Надо попытаться изменить себя, свой образ жизни и отношение к окружающему миру. В каждом человеке заложен огромный потенциал здоровья. Если его использовать хотя бы наполовину, то можно жить долгие годы счастливой жизнью, не зная, что такое хворь. Об этом напоминают древние знания о природе, о способах лечения заболеваний. Тысячелетиями их собирали по крупицам, передавали из уст в уста. Из глубины веков они дошли до нас, и мы, современники, получили уникальную возможность без лекарств обрести здоровье. Современная медицина идет рука об руку с нетрадиционными методами лечения. Ведь в арсенале народной медицины множество способов, имеющих очевидное преимущество в профилактике и лечении различных заболеваний. Одна из древних оздоровительных методик – акупунктура, или иглоукалывание (или рефлексотерапия, или иглотерапия, или иглорефлексотерапия), – старинная практика китайской медицины, зародившаяся несколько тысячелетий назад, которую довольно сложно сейчас отнести к разряду нетрадиционной медицины. Сущность ее заключается во введении очень тонких иголок в определенные точки тела, что способствует выбросу в кровь эндорфинов, эндогенных опиатов, обладающих болеутоляющим и лечебным действием. Кроме традиционного иглоукалывания используют акупрессуру, разновидность акупунктуры, которая включает растирание, прижигание, локальный массаж, аппликации металлическими пластинами, су-джок терапию и др. Китайцы считают, что иглы открывают отверстия, через которые выходят болезни, а прижигание убивает их огнем. Акупунктура – слово, проистекающее от acus– игла и punctura – укол, пришло к нам из Франции. Широко употребляется также подлинное, более широкое, китайское название метода – чжень-цзю (чжень – иглоукалывание, цзю – прижигание), лечение. Рефлексотерапия применяется для различных медицинских целей: для профилактики, предотвращения и лечения всевозможных болезней. В Китае, Корее и Японии иглоукалывание используют при большом количестве патологических состояний: в качестве успокаивающего или тонизирующего средства, для лечения хронических болезней, а также в хирургии. Многие точки, посредством которых достигают лечебного эффекта, основывают так называемые меридианы – энергетические каналы (сеть). Существуют парные и непарные меридианы, которые делятся на меридианы Ян и Инь. Они пересекают все тело человека, объединяют между собой участки центральной нервной системы, внутренние органы и поверхность кожи. По энергетическим каналам (меридианам) Ци поднимается близко к поверхности кожи – к акупунктурным точкам (или «дыркам» – в переводе с китайского). Расположение акупунктурных точек определяется нервными узлами. Это в первую очередь два брюшных нервных ствола и нервные цепочки, расположенные на наружной и внутренней поверхности рук и ног. На теле человека насчитывается более 600 точек, воздействуя на которые, врач может регулировать жизненную энергию. Некоторые из них тонизируют организм, другие переправляют энергию от одного меридиана к другому. Если Ци течет свободно по энергетической сети, человек здоров. Но если она заблокирована, застаивается или ослабляется, то возникают проблемы с самочувствием. Известно, что Инь символизирует женское, темное, негативное начало. Ян, наоборот, – мужское, светлое, активное и позитивное. Энергия Ян движется извне вовнутрь, а Инь – внутри тела. Если одно из них доминирует, баланс нарушается, что приводит к возникновению болезней. Главная цель акупунктуры – добиться гармонии, равновесия между этими двумя началами. Все восточные оздоровительные системы направлены на прочищение энергетических каналов в организме и достаточное обеспечение энергией соответствующих органов. Для коррекции распределения Ци и используют иглоукалывание, которое позволяет перераспределять ее в те места, где она более всего требуется. Техника акупунктуры помогает предотвращать болезнь или эффективно восстанавливать утраченное здоровье. Конечно, современными приборами энергию Ян и Инь невозможно обнаружить. И с научной точки зрения нельзя доказать или опровергнуть лечебное действие иголок. Но тем не менее акупунктура успешно используется: • в неврологической практике (остеохондроз, депрессия, хроническая усталость, бессонница, алкоголизм, курение, наркомания, последствия нарушений мозгового кровообращения, невриты, невралгии); • для избавления от хронической боли (артриты, головная боль, травмы); • в нефрологии и урологии; • в гинекологии; • в офтальмологии; • при острых и хронических заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки); • при заболеваниях печени и желчного пузыря, а также поджелудочной железы, хронических колитах и др.; • при заболеваниях системы дыхания (бронхитах, пневмонии, бронхиальной астме); • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертония, нарушения ритма сердца, последствия инфаркта миокарда); • при заболеваниях эндокринной системы и нарушении обмена веществ (ожирение, заболевания щитовидной железы, надпочечников, яичников, сахарный диабет); • при заболеваниях иммунной системы. К сожалению, современная медицина, достаточно хорошо справляясь с инфекционными и хирургическими заболеваниями, зачастую пасует перед целым рядом хронических и психических недугов. Именно в связи с этим так возрос интерес к восточной медицине, в частности, к иглоукалыванию. В практике восточной медицины акупунктура используется в основном для предотвращения заболеваний. Именно в этом и заключается высшее мастерство: рефлексотерапия дает людям возможность прожить здоровую, долгую жизнь. Но, конечно, самостоятельно применять иглоукалывание нельзя: только квалифицированный врач может оказать вам помощь. Все, с чем мы вас познакомим на страницах этой книги, должно восприниматься лишь как ознакомительная информация, но не как руководство к действию. Применять на практике описанные ниже способы лечения может лишь специалист, причем высочайшей категории, который не только имеет диплом врача, но и обладает природным талантом иглоукалывателя. Родиной метода акупунктуры принято считать Китай. Однако существуют некоторые доказательства, что это не только «интеллектуальная собственность» древних жителей Поднебесной. Историками и археологами собраны достоверные свидетельства, что в древние времена рефлексотерапия существовала и у других народов. Есть сведения, что иглоукалывание и прижигание появились несколько раньше, чем в Китае, на Тибете, в Непале и Индии, где наука была более развитой. А в одном из музеев Лондона хранится египетский папирус (1550 год до н. э.), на котором обозначены точки для иглоукалывания. Но все-таки данный метод лечения получил название китайского, или чжень-цзю терапии, так как наиболее широко был распространен в Китае. Древние врачеватели путем проб и ошибок из поколения в поколение передавали накопленный опыт, приумножая и развивая его. Книга «Хуанди нэй-цзин» («Трактат о внутреннем, или О природе жизни»), написанная в Китае примерно в 221 году до н. э., – одно из первых письменных свидетельств, посвященных иглоукалыванию. В трактате отражены вопросы иглотерапии и прижигания, описаны 9 форм металлических игл, топография 295 точек (135 парных и 25 непарных), изложены основные показания, противопоказания и правила, основанные на многовековом опыте применения иглотерапии и прижигания. Развитие чжень-цзю терапии в Древнем Китае шло в унисон с другими направлениями китайской медицины. Так, несколько тысячелетий назад высокого уровня достигла хирургия благодаря активному использованию обезболивающих средств (препараты опия, алкоголь, корень аконита). В те времена начала формироваться пульсовая диагностика Бянь-Цяо (500 лет до н. э.), была составлена первая китайская фармакопея (I век до н. э.). Великий китайский ученый Хуа То (220–230 годы), внедривший систему гимнастических упражнений на основе естественных движений пяти животных («Игра пяти зверей»), не дал конкретных практических рекомендаций по иглотерапии. Немного позже Хуан Фуми (215–282 годы) написал книгу «Цзя-и-Цзин», посвященную чжень-цзю терапии, в которой описал 649 точек (300 парных и 49 непарных) на человеческом теле и впервые применил термин «чжень-цзю». В этот период иглоукалывание и прижигание достигли небывалой популярности среди населения Китая. В конце III века книга «Цзя-и-Цзин» попала в Японию, где наряду с иглоукалыванием широкое распространение получило прижигание травой мокса. Из Китая и Японии метод иглоукалывания быстро распространился в другие страны Востока (Корею, Монголию). В начале XI века в Китае стали создаваться первые медицинские школы, готовившие специалистов по чжень-цзю терапии (до этого подготовка специалистов была строго семейной). Это стало возможным после того, как Ван Вейи (1027 год) изготовил двух бронзовых манекенов с отверстиями для введения игл и составил атлас «Правила к иголкам, мокса и точкам бронзового человека». Лечение иглоукалыванием и прижиганием продолжало развиваться. В 1951 году в Пекине был создан Экспериментальный институт по методам чжень-цзю терапии, реорганизованный в 1955 году в научно-исследовательский. В наши дни самые интенсивные исследования по акупунктуре ведутся в Пекине, Шанхае и Ухане. С конца 1950-х годов акупунктура в Китае используется во всех больницах страны как необходимый дополнительный метод при лечении многих заболеваний. В Европу первые сведения о лечебном иглоукалывании и прижигании начали проникать в XIII веке. Однако первая специальная книга была опубликована намного позже – в 1671 году. Интерес европейцев к китайскому методу лечения значительно возрос в XIX веке. В России первые сведения об иглоукалывании появились благодаря работам профессора Медико-хирургической академии П. А. Чаруковского, отметившего «явственную от него пользу». В 1845 году А. А. Татаринов, долгое время работавший в Духовной миссии в Пекине, подробно описал метод иглоукалывания, показания к его применению и получаемые результаты. В середине 1950-х годов в Китай для изучения данного метода лечения в двухгодичную командировку была направлена группа советских врачей. Сегодня иглоукалывание находится на пике своей популярности. Акупунктура широко используется в современной медицине для оказания тонизирующего, успокаивающего, болеутоляющего либо стимулирующего воздействия. Изучение биологически активных точек человеческого тела продолжается и в настоящее время. В некоторых институтах усовершенствования врачей по особым программам ведут подготовку специалистов разных профилей по рефлексотерапии. Акупунктура не случайно признана во всем мире – слишком высока ее эффективность в лечении самых различных болезней. И смелое утверждение, что с ее помощью можно вылечить практически все, вполне оправданно. Как мы уже говорили, акупунктура – это техника, которая использует тончайшие иглы для стимуляции так называемых акупунктурных точек вдоль меридианов. Иглоукалывание применяют для балансировки движения энергии Ци и восстановления здоровья. Также задача акупунктуры состоит в восстановлении здоровья за счет создания баланса Инь и Ян. Через точки непрерывно поступает информация, происходит взаимный обмен ею с окружающим миром. При нарушении же их электропроводных свойств нарушается и внутренний гомеостаз организма. Как следствие, происходит нарушение обменных процессов, кровообращения. Воздействуя на точки акупунктуры, специалист управляет потоками энергии организма. Чтобы понять, как же действует акупунктура, необходимо познакомиться с основными понятиями и концепциями китайской философии и медицины. Основные концепции китайской медицины Основная концепция китайской медицины – это восстановление нарушенной гармонии, устранение не последствий, а первопричины болезни. Ци – это одновременно жизненная сила и организующий принцип. В теле человека она содержится в сердце и легких, в циркулирующих крови и кислороде. Еще одна важная энергия – Цзин. Она отвечает за рост, развитие и продолжение рода. Китайцы считают, что все рождаются с определенным количеством Цзин, которую в течение жизни расходуют и теряют. Акупунктура помогает сохранить Цзин. Каждый человек управляется противоположными, но дополняющими друг друга силами – Инь и Ян. Это основной принцип китайской философии. Энергия Ци постоянно циркулирует в человеческом организме по определенным маршрутам (меридианам) с суточной цикличностью и связывает Инь и Ян воедино. Китайцы различают три вида Ци (движения энергии): • небесную – сила, с которой небесные тела могут воздействовать на земные процессы; • земную – подчинена небесной; • каждого человека – существует в рамках земной Ци. У каждого человека существуют две Ци – наследственная и приобретенная. Первую человек перенимает у родителей на генетическом уровне. Ее объем никто не может изменить: у каждого он свой. Приобретенную – пополняет в себе сам в виде воздуха или пищи. В итоге образуется одна Ци, которая в организме протекает по особым каналам (меридианам). От избытка или недостатка Ци человек заболевает. В китайской философии выделяют два вида энергии Ци: • Инь – отрицательная; • Ян – положительная. Символом Инь в основном выступает вода – нечто холодное и медлительное. Символ Ян – огонь, ярость, буйство. Эту идею приняли и в китайской медицине: все функции и проявления жизнедеятельности в человеческом организме они делят на Инь и Ян. Теория «Инь-Ян» – философская концепция, зародившаяся в VI веке до н. э., говорит о противоположных явлениях, которые не могут существовать друг без друга. Инь и Ян составляют единое целое. Инь и Ян выражают сменяющие друг друга явления, противоположные по своей природе: Солнце и Луна, огонь и вода, мужское и женское начало и т. д. Они находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, поэтому и происходит смена времен года или времени суток и других противоположностей. Один из самых древних символов, который дошел до нашего времени, – монада. Он говорит о взаимном проникновении двух противоборствующих явлений, которые никогда не пересекутся, не смешаются, не перейдут друг в друга, но они же не могут существовать отдельно. В каждом явлении есть точка другого противоположного – символ зарождения Ян внутри Инь, и наоборот. Так же как единое целое, в Китае представляют и человеческий организм. Традиционная китайская медицина выделяет три вида вредных влияний на организм: • внешние силы (ветер, холод, жара); • внутренние силы (радость, страх, гнев); • прочие (тяжелая работа, плохое питание). У-син Теория «У-син» появилась вместе с теорией «Инь-Ян» также в VI веке до н. э. У-син в дословном переводе звучит как «Пять движений», или «Пять вращений». Взаимодействие противоположных частиц Инь и Ян привело появлению пяти первоэлементов (Вода, Огонь, Дерево, Земля, Металл), которые воплощают все состояния природы. Каждый предмет в природе относится к одному из пяти первоэлементов и в своем составе содержит четыре остальных в индивидуальной пропорции. Если один из первоэлементов убрать, то жизнь на Земле исчезнет. По теории «У-син», цикл порождения проходит так: Огонь создает Землю, Земля – Металл, Металл – Воду, Вода питает Дерево, а Дерево способствует жизни Огня. Цикл разрушения элементов происходит в ином порядке: Дерево разрушает Землю (корни разрушают землю), Земля – Воду (впитывая ее), Вода гасит Огонь, Огонь плавит Металл, а Металл рубит Дерево. Все пять первоэлементов (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево) соответствуют определенным отрезкам времени, сторонам света, веществам, органам чувств человека и его эмоциям, цветовой гамме и сезонам. Все первоэлементы одновременно выражают взаимодействие между Инь и Ян, которые непрерывно излучаются Ци. Взаимоотношения между пятью элементами древние представляли в виде цикла различных энергий: • Дерево представляет энергию, которая рождается и развивается; • Огонь – расширяющуюся и излучающую энергию; • Земля – энергию, которая стабилизируется и концентрируется; • Металл – энергию отвердевающую и сжимающуюся; • Вода – это энергия, которая сохраняется, собирается и утекает. Восточные целители использовали взаимоотношения между пятью стихиями для объяснения и описания взаимопереходов различных субстанций одна в другую и взаимоотношений организма человека с природой. В настоящее время в традиционной китайской медицине благодаря этим исследованиям очень широко используют теорию пяти первоэлементов для классификации частей организма человека, а также для определения различных сторон физиологии, осмысления природы и специфики различных патологических симптомов. Древние ученые обобщили циклы разных энергий и каждой присвоили свой символ: • Дерево – символ рождения; • Огонь – символ максимальной активности; • Металл – символ упадка; • Вода – символ минимальной активности; • Земля служит осью, или центром, для любых изменений. Все пять первоэлементов китайские целители связывали с органами человеческого тела. Как и во всей природе в определенное время доминирует определенный элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из органов. В древнекитайской медицине любой орган считается не только анатомической единицей, но и целостной функциональной системой, включающей самые различные процессы, тесно связанной с психическими состояниями. По теории «У-син», если какой-либо фактор извне нарушил один из пяти первоэлементов, но при этом сохранены связи между ними, то система рано или поздно придет в равновесие. Этот принцип и используется в акупунктуре: воздействие на определенные точки позволяет восстановить равновесие между первоэлементами и между Инь и Ян, а значит – и всей Ци. В древней китайской медицине выделялись два основных типа органов: чжан и фу. Каждый тип включает по 5 органов. Все мы знаем, что у человека значительно больше 10 органов, но у древних целителей было свое представление об этом. Так, к органам чжан, или Инь-органам, относили: • сердце – вся сердечно-сосудистая система; • селезенку – в состав этого органа включали всю пищеварительную систему; • легкие – они полностью отвечали за дыхание; • почки – которым приписывались мочевыделительные, водообменные и гормонорегулирующие функции; • печень – которая также отвечает за функционирование нервной системы и за связь организма с окружающей средой. Каждому из органов чжан соответствует один из первоэлементов: сердцу – Огонь, селезенке – Земля, легким – Металл, почкам – Вода, печени – Дерево. Кроме всего вышеперечисленного к Инь-органам относили еще и перикард, или так называемый функциональный круг, – систему, отвечающую за кровообращение, дыхание и половые функции. Этот орган не удастся найти в организме. Органы чжан характеризуются плотностью. К органам фу, или Ян-органам, китайцы относили органы накопления, поскольку они ответственны за формирование резерва энергии организма. К ним относятся: желудок, толстая кишка, желчный пузырь и орган, условно обозначенный как «три обогревателя». Последний не является в прямом смысле слова органом – это, как и перикард, функциональный круг, обеспечивающий передачу энергии от одних органов другим. Органы фу характеризуются полостью. Ян-органы, в отличие от Инь-органов, могут чувствовать боль. К дополнительным органам древнекитайские медики относили мозг (головной, спинной и костный), кости, мышцы, матку и диафрагму. В их представлениях функции этих органов, в отличие от прочих, неизменны. Диагностика по эмоциям Китайцы считают: если у человека возникают проблемы с внутренними органами, это обязательно отражается на его психоэмоциональном состоянии. Таким образом, для диагностики заболеваний органов чжан и фу надо учитывать не только физиологические симптомы, но и поведенческие. Только внимательный анализ поведения человека в совокупности с другими признаками может дать полное представление о состоянии его здоровья. Не следует относиться к эмоциям пренебрежительно, как к чему-то несущественному, вторичному. Надо учитывать все проявления жизнедеятельности человека. Если человек проявляет гнев, агрессивность, раздражительность и ярость, то энергия печени заблокирована и у нее нет нормального выхода. Но эти же эмоции используют и для избавления от лишней энергии, чтобы не допустить ее накопления и преобразования в патологическую. Излишняя словоохотливость – признак избытка энергии в сердце. А недостаток энергии характеризуется молчаливостью или даже немотой. Печаль, апатия – признак недостатка энергии в селезенке. Постоянное, беспричинное беспокойство говорит о заболеваниях легких. Проблемы с почками характеризуются частыми приступами страха, тоски, ощущения безнадежности. Физиологические признаки заболеваний Древние медики о заболеваниях основных органов судили по многим признакам. Но в этом разделе мы рассмотрим только физиологические признаки заболеваний органов чжан и фу. Органы чжан Печень. О состоянии печени судят по виду глаз и ногтей. С ней не все в порядке, если: склеры окрашены в неестественные цвета, острота зрения существенно снижена, а ногти бледные, тусклые и хрупкие. Сердце. Проблемы с сердцем выдают цвет, форма, чувствительности и подвижность языка (в идеале язык должен быть розовый, подвижный, влажный), а также цвет лица (в нормальном состоянии оно должно быть розовым). Селезенка. Ее состояние определяют по состоянию полости рта и конечностям. В нормальном состоянии зубы здоровы, запах изо рта отсутствует, а мышцы конечностей упруги и пластичны. Если же изо рта дурно пахнет, конечности слабы, то стоит обратить повышенное внимание на селезенку. Легкие. Определить состояние легких можно по носу, кожному и волосяному покрову. Чем лучше их состояние, тем здоровее легкие. Если же появляются проблемы с носоглоткой, кожа сохнет и на ней появляются пятна – пришла пора вплотную заняться дыхательной системой. Почки. Если волосы и уши в отличном состоянии, значит, почки функционируют нормально. Органы фу Желудок. О нарушении его функций говорят чувство дискомфорта в этой области, уменьшение аппетита или, напротив, появление чрезмерного чувства голода. Тонкий кишечник. Избыточная потеря воды, чрезмерные потоотделение и мочеиспускание – серьезные признаки нарушений в этой области. Желчный пузырь. На проблемы с желчным пузырем указывают горечь во рту, пожелтение кожи и глаз, расстройства сна. Толстый кишечник. Проблемы с этим органом китайская и современная западная медицины определяют одинаково – нарушения отхода кальных масс, выражающиеся в появлении поноса или запора. Мочевой пузырь. Боли при мочеиспускании и потеря контроля над мочеиспусканием – признаки проблем с мочевым пузырем и повод обратиться к врачу за помощью. | |
| |
Просмотров: 985 | | |
Всего комментариев: 0 | |